Редакция газеты "Олюторский вестник"
Новости Олюторского района, объявления, газеты

Заслуженный учитель по праву!

Просмотров: 1260Автор: Администратор
Рубрика: ЗемлякиМетки:
Заслуженный учитель по праву!

Ровно год прошёл с тех пор, как ушла на пенсию Валентина Ивановна Тимофеева, полвека проработав в школах района. Думала ли она тогда, полвека назад, что судьба закинет её на такую далёкую Камчатку в такой же край с белыми ночами, какие бывают в Ленинграде, нынешнем Санкт-Петербурге! Думала ли она, выпускница второго Ленинградского педучилища, что сменит лёгкие туфельки, в которых бегала по асфальту, на резиновые сапоги, которые зачастую выручали её в промозглые осенние или солнечные весенние дни, когда мгновенно тает снег, образующий бесчисленные ручейки и ручьи, уже здесь, на севере, в селе Олюторке. Да полчища комаров заставляли содрогаться каждое лето, когда вместе с другими коллегами нужно было готовить школу к новому учебному году, а это означало и мелкий ремонт с побелкой и покраской, и обновление методической литературы, и изготовление многочисленных пособий-карточек, которые они готовили из картона, газетной бумаги, старательно вырезая, склеивая, раскрашивая, составляя таким образом, чтобы любому ребёнку было понятно его предназначение.

Приехала Валентина Ивановна в школу, когда там уже работали (на долгие годы ставшие её наставниками и подругами) Валентина Силантьевна Непеина (Саидова) (всё ещё работает в Козыревске), Марина Нестеровна Котова (Зимина) (долгие годы работала в Петропавловске-Камчатском, недавно ушла на пенсию). А заведующей школой и интернатом была Светлана Николаевна Фоменко. Что такое сельская начальная школа времён 60-х прошлого столетия? В Олюторке это было небольшое деревянное здание, в котором располагались всего две классных комнаты, а дети обучались в классах-комплектах, комната под учительскую была в собственной комнатке при интернате, где они жили вместе. Это занятия почти в темноте зимой, так как помещение освещалось свечами, керосиновыми лампами и позже – тускловатыми лампочками, которые включались с помощью ввинчивания или выкручивания руками – выключатели ставили значительно позже. Много приходилось отдавать времени на дополнительные занятия с отстающими учениками, так как не все приходили в школу, зная хоть два-три слова по-русски.

Директора в таких малокомплектных начальных школах как такового не было, ставку директора кто-нибудь исполнял в качестве дополнительной нагрузки к основной учительской ставке с доплатой в 15 руб. в месяц. В интернате при школе не хватало ночных нянь, и учителя дежурили по ночам сами. Некому было мыть полы – мыли тоже сами. Сильные зимние морозы с ветродуями вымораживали здания так, что с утра нужно было вначале как следует натопить печи, чтобы в чернильницах оттаяли чернила, а у детей не мёрзли руки и ноги. И учителя топили сами, потому что штатным расписанием не были предусмотрены ставки истопников. А когда уже и эти ставки появились, всё равно топить частенько приходилось им, учителям. А это сырые дрова – и никакого угля. Дрова пых-пых, и прогорели, через час уже ощущается дуновение свежего прохладного воздуха, и всё начинается сначала. На дрова для отопления квартиры учителей – свои нормативы, лишнего не давали. Но всё-таки выручал колхоз Горького, базовое предприятие этого села: обеспечивали бюджетные учреждения и квартиры специалистов образования и медицинских учреждений дровами, а детсад, интернат и больницу - рыбой, выращиваемой самими колхозниками картошкой и капустой и углём, завоз которого стал постоянным.

В каждом селе работал свой женсовет с планом работы, с отчётностью, представлением лучших членов женсовета к поощрению руководством колхоза, райкома партии и райисполкома. Работа эта сейчас, похоже, непонятна никому. Но Валентина Ивановна частенько вспоминает, как ходили по домам местных жителей, учили женщин стирать, убирать в квартире, белить, красить, купать, пеленать и одевать детей, готовить «русскую» еду. Показывали, как садить и ухаживать за урожаем, собирать и хранить его. Убеждали родителей отдавать детей в детсад и школу, где они находились на полном государственном обеспечении, т.е. были одеты, обуты и сыты. Заставляли нерадивых мам и пап показывать своих детей медикам. Занимались выпуском стенгазет: критиковали лодырей, хвалили радивых. У женсовета было множество вопросов, которые решались в основном на месте с привлечением профсоюзных, комсомольских и партийных организаций, которые оказывали значительное влияние на положительное решение тех или иных проблем.

В каждой школе была своя художественная самодеятельность: ученики пели, плясали, показывали физкультурные и акробатические номера для своих родителей, их обязательно приглашали на все мероприятия, которые проводились в сельском клубе, и там детвора участвовала в концерте наравне со взрослыми. И учителя тоже находили время поучаствовать в самодеятельности, и ежегодно выезжали всем самодеятельным сельским коллективом в райцентр на проводимые в марте смотры, посвящённые дню района, завоёвывали призовые места, получая грамоты и подарки. Насколько было интересным время, рассказывают теперешние старики, которым тогда было по 25-30 лет, жизнь бурлила, времени хватало и на работу, и на художественную самодеятельность, и на свои семьи.

Через год после приезда в Олюторку Валентина Ивановна вышла замуж за Анатолия Тимофеева и вскоре у них одна за другой появились дочери – Ира, Оля, Света. Сам Анатолий окончил Паланскую сельскохозяйственную школу, получив специальность ветфельдшера. После возвращения из Паланы сумел выучиться на тракториста, а с переездом всей семьи в Култушино он работал мотористом-дизелистом на колхозной электростанции.

Помнит она своих первых учеников Татьяну Тнальхут (Черкасова), Сергея Сабитова, Татьяну Титкинаку. Татьяна Захаровна Черкасова теперь работает воспитателем в Хаилинском детском саду. И при встрече с ней Валентина Ивановна каждый раз спрашивает у неё вначале о том, как работается на этом нелёгком поприще, а уже только потом справляется о здоровье. А Сергей Сабитов помнит и свою первую учительницу – Валентину Ивановну, и как начал учиться. А трудиться в школе на первых порах ему особо не пришлось, так как он умел разговаривать по-русски, знал все буквы, даже читал свои первые детские книжки. А этому научила его сестра Наташа, которая была старше его на несколько лет, она и предложила ему подготовиться к школе. И в подготовительном классе (называемый «нулевым») Серёжа с удивлением наблюдал, как его друзья и подружки старательно выписывают элементы палочек, крючков, чёрточек, а он сам ничего не писал. И ещё удивительнее было для него, зачем дети тянут буквы алфавита, если они так легко читаются. Удивлённая Валентина Ивановна спросила, почему он ничего не делает: не пишет, не читает. А он так гордо ей отвечает: «А я это всё уже умею. Меня сестра Наташа научила!». И конечно, лучшего помощника молодой учительнице не нужно было искать: он помогал товарищам читать, показывал, как красивее написать, как правильно взять ручку в руку, как пользоваться чернильницей, чтобы на тетрадь не попала клякса. Потому и помнят друг друга долгие десятилетия – первая учительница и её первый ученик, - что им было интересно вместе трудиться: одна учила, второй постигал то, что ему было незнакомо, но так хотелось узнать! Поэтому, встречаясь со своей первой учительницей, Сергей Викторович не может сдержать улыбку: воспоминания детства, годы ученичества, юности, взросления – всё это всегда в памяти у каждого, а при встрече с учительницей – воспоминания как раз тех самых лет, когда ребёнок идёт по миру знаний рука об руку с тем взрослым человеком, который сейчас как будто и не старится, это только ты, его первый ученик, немного состарился, чуть-чуть поседел, походка другая, а её вроде и годы не берут. И, конечно, он бесконечно ей благодарен. И свою благодарность он по сей день хранит в душе к своей сестре Наталье Николаевне Косыгиной, которая однажды преподала ему уроки познания в изучении первой русской буквы, русского слова. И в «нулевой» класс Олюторской начальной школы он пришёл абсолютно подготовленным, потому и стал Валентине Ивановне первейшим помощником.

Год назад Валентина Ивановна окончательно уволилась с работы. Учащиеся Тиличикской специальной (коррекционной) школы-интерната, коллеги по работе, весь персонал школы в конце учебного года провожал её, своего Заслуженного учителя России, на заслуженный отдых. Много приятных слов услышала она в свой адрес. Оно и неудивительно: для воспитанников она была второй мамой, для коллег – старшим товарищем и наставником. И, конечно, в День учителя она вновь побывает в своём родном коллективе, с которым не в силах расстаться, поэтому постоянно навещает коллег и воспитанников.

В 80-х годах в Олюторский район приезжала Татьяна Фёдоровна Петрова-Бытова, которая учила ещё Татьяну Петровну Лукашкину в институте народов Севера. Тогда Татьяна Фёдоровна занималась с ансамблем «Молодость», которым руководила Т.П. Лукашкина. В память о той встрече у Валентины Ивановны сохранилась фотография, где они стоят на асфальтированной улице у кинотеатра «Север» в Тиличиках, а слева видны возводящиеся стены трёхэтажной школы.

С.Жданова

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Loginza

(обязательно)