Редакция газеты "Олюторский вестник"
Новости Олюторского района, объявления, газеты

Светлый день в моей родной школе

Просмотров: 1194Автор: Администратор
Рубрика: ЗемлякиМетки:
Светлый день в моей родной школе

В преддверии дня знаний вспоминаешь школу, учителей, которые в своё время дали тебе путёвку в жизнь.

«На виду у белых сопок,

Там, где в берег бьёт прибой,

Мы приходим на уроки

Ранней утренней порой.

Разве можно нам когда-нибудь забыть:

В годы школьные мы начали дружить,

Полюбили нашу тундру и народ,

Что под северными звёздами живёт».

Эти строки из гимна тиличикских школьников мне вовек не забыть, потому что детство - это самый светлый период в жизни человека. Школу напоминает корабль, который плывёт со своей командой учителей и учеников по океану знаний, пытаясь избежать подводных камней и рифов, конфликтных ситуаций среди детей, отсутствия контакта с родителями. Только полное взаимодействие этих трёх составляющих в данном плавании приводит судно в нужную гавань: выпуск уверенных в своём выборе жизненного пути детей.

Несмотря на то, что школу я окончила очень давно, всегда использую всякий удобный случай, бывая в Тиличиках, заглянуть в родные пенаты. Она до сих пор функционирует, выдержала незабываемое по своей разрушительной силе землетрясение 2006 года. Школа, построенная в 80-е годы, во время бедствия получила значительные повреждения. И нынче младшие школьники занимаются в нашей старой школе, а старшеклассники - в новой, построенной после землетрясения.

Как-то весной мне вновь посчастливилось побывать в родной школе, походить по своим, давно исхоженным коридорам, заглянуть в те классы, когда-то бывшими нашими кабинетами. Вот бывший кабинет физики, где царил и завораживал своими рассказами о токе, двигателе внутреннего сгорания наш обаятельный Ростислав Андреевич Жиленко. Рядом кабинет химии. Здесь мы вместе с Верой Александровной Бьяжевой колдовали над опытами. Самый светлый и любимый кабинет математики (все окна выходили на центральную улицу села). И всё же Зоя Исаевна Жиленко умела нас отвлечь от пустого созерцания улицы и привлечь к решению алгебраических задач. Золотое время! Что самое интересное - приходят на память весенние солнечные дни. Скорее всего, от того, что детство - это солнечная, беззаботная пора. Теперь там новые хозяева: и учителя, и ученики, и кажется, что они более серьёзны, чем мы. Несмотря на пережитую ими чрезвычайную ситуацию, дети остаются детьми: бегают, смеются, подтрунивают друг над другом. И всё же они чуть-чуть отличаются от сверстников других школ: более сдержанны, серьёзны, внимательны к окружающим. Посещённые мной уроки были тому свидетельством.

Особо хочется остановиться на уроке математики в 1 классе, который провела Макуха Роза Михайловна. Меня приятно удивил и порадовал почерк учителя. Её демократичный стиль поведения со своими учениками, как на уроке, так и вне, создаёт полное взаимопонимание. Учащиеся стремятся выполнить любое задание так, чтобы их любимая учительница была довольна. Лёгкое прикосновение к плечу, торжественное пожатие руки успевающего, простой кивок головы,- вот немногословный арсенал поощрения пусть, может, незначительного успеха ребёнка, подталкивает их на решение более сложных учебных задач. Сам урок методически верно построен, каждый этап его глубоко продуман. Доска оформлена учителем оптимально, каллиграфически, аккуратно, весь наглядный материал не загружен яркими цветами, он лишь экономит время и конкретизирует мыслительную деятельность учащихся. Показательно то, что Роза Михайловна много времени уделяет устному счёту. Они повторили сложение круглых чисел, выполнили по карточкам переход мер длин, решили четыре задачи на развитие логического мышления. При этом, к каждой заданной задаче составляли обратные. Для подготовки к новой теме (сложение чисел с переходом через десяток) находили значения числовых выражений без перехода через десяток, тем самым, ещё раз повторили состав первого десятка. Такой подход учителя к построению урока математики способствует развитию у детей вычислительного навыка. Доказательством правильного выбора материала для устного счёта, было то, что ребята легко усвоили новую тему, закрепили вычислительный навык сложения через десяток и при решении задач. Не буду утомлять читателей описанием всего того, чем занимались первоклассники в течение урока, но сделали они за урок очень много. Выполняли задания легко, организованно, учительница не забывала похвалить тех, кто красиво писал в тетради, следила за посадкой учащихся при письме, вовремя поднимала на проведение физкультминуток. Большим достоинством урока было то, что ребята этого класса приучены работать самостоятельно, несмотря на то, что они всего лишь первоклассники. Они довольно-таки бегло читают, что очень важно для осознанного восприятия прочитанного. За всеми этими умениями и навыками учащихся стоит системная, скрупулёзная работа педагога. В классе царит спокойная, рабочая обстановка. За время моего присутствия Роза Михайловна никого не пожурила за невнимательность, отставание, все работали активно, стараясь писать красиво, чтобы получить одобрение учителя. Само оформление кабинета способствует желанию учиться, познавать новое, воспитывает гордость за свою малую родину, расширяет кругозор детей, знакомит гостей с их творческим развитием. Катализатором всех этих побудительных действий является, конечно же, она, Роза Михайловна. Такое взаимопонимание учителя с учениками происходит от прекрасного знания психологических особенностей детей младшего школьного возраста, от понимания их запросов, их умственного потенциала. В общении с детьми нет наигранного заискивания, попытки встать с ними на одну ступень, идёт лишь серьёзный и в то же время доверительный обмен знаниями взрослого с детьми.

Это было четыре года назад. Весной нынешнего года Роза Михайловна выпустила своих четвероклассников, тех самых первоклассников, которых я тогда наблюдала, повзрослевших, помудревших, любознательных, активных помощников своей учительницы, приобретших новые навыки, в новую жизнь – в старшие классы. Но они всегда будут помнить её, свою первую учительницу, будут вновь и вновь возвращаться к ней, вспоминать первые шаги учёбы, которые прошли рядом с ней. А в новом учебном году Роза Михайловна вновь берёт первоклассников под свою опеку, с которыми снова будут идти рядом целых четыре года.

Сама Роза Михайловна Макуха родом из Ачайваяма. Сначала окончила педагогическое училище, затем - пединститут в Петропавловске-Камчатском. Начала свою трудовую деятельность учителем начальных классов в Корфской средней школе. Сейчас она работает в той школе, где в своё время трудились заслуженные учителя Альбина Игнатьевна Натыкан, Нэлли Николаевна Косыгина, Р.А. Жиленко и его супруга Зоя Исаевна и многие-многие другие. Их уроки были открытыми, в полном смысле этого слова, и каждый урок Розы Михайловны тоже является таковым. Как-то осенью, встретив в городе бывшего куратора Розы (тогда Тотта) Любовь Васильевну Загорскую, я рассказала ей о педагогических успехах её бывшей студентки. Она была растрогана и горда за свою подопечную и передала ей и её бывшей сокурснице Оксане Кангиной, ныне работающей в районном управлении образования, всяческих благ, здоровья и любознательных учеников. Удачи во всех ваших творческих начинаниях, Роза Михайловна! Я не оговорилась, сказав “творческих”. Работа в школе невозможна без творческого огня и любви к детям.

С праздником Вас, дорогие учителя! Здоровья, внимания и достойной жизни!

Г.Харюткина, методист Корякского филиала краевого ПКПК.

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Loginza

(обязательно)