Редакция газеты "Олюторский вестник"
Новости Олюторского района, объявления, газеты

О древности корякских поселений

Просмотров: 2123Автор: Администратор
Рубрика: Старожилы Олюторского района
О древности корякских поселений

Земля обетованная

Сегодня мы поговорим, хотя бы в кратком изложении, о том, когда заселили северо-восточные земли Охотского побережья и Берингова моря малые народы Севера, основываясь на данные учёных-исследователей…

Поселения коряков (9-10 тысяч лет назад) начинались на побережье Охотского моря и простирались по берегу Берингова.

Чукчи (2.5 тысячи лет) в XVII в жили во внутренней части Чукотского полуострова. Эскимосы (четыре тысячи лет) заселяли побережье Чукотского полуострова, остров Ратманова и другие острова. Ительмены (12 тысяч лет) заселяли полуостров Камчатку. Юкагирские племена (пять тысяч лет) занимали территорию на северо-востоке от низовьев Лены до низовья Анадыря.

Коряки

Коряки составляют одно из этнических подразделений северо-восточных палеоазиатов в Арктике, относясь в целом к большой монголоидной расе. Говорят они на корякском языке, входящем в чукотско-камчатскую языковую семью.

История формирования корякского этноса уходит своими корнями вглубь тысячелетий. Древнейший субстратный пласт, лёгший в его основу, связан с мезолитической культурой бродячих охотников и рыболовов, обитавших в VI-VIII тыс. до н.э. на территории обширной культурной провинции, в состав которой входили: северо-восток Сибири, Прибайкалье, Приамурье и север Монголии.

Следующий этап этногенеза коряков связан с эпохой позднего неолита (ранний неолит 5-6 тыс. л.н.; развитый и поздний неолит 1-5 тыс. л.н., (неолит – новый каменный век), когда в северной части Тихого океана возникла специализированная культура морских зверобоев. Переход к морскому зверобойному промыслу и оседлости способствовал обособлению локальных культур. Именно в этот период происходит становление специфических черт древнекорякского этноса, ярко проявившихся в носителях охотской и близкой к ней камчатской культур, дробление корякского языка на диалекты, становление современного физического типа коряков. Значительные изменения в культуре корякского этноса вызвало восприятие оленеводства – на этом этапе происходит окончательное складывание традиционного облика корякской народности, какой и застали её русские люди.

С приходом на Камчатку русских начинается новый этап этнической истории коряков. Вовлечение их натурального хозяйства во всероссийскую экономику способствовало разрушению первобытной замкнутости и изолированности и, в конечном счёте, вело к приобщению к русской культуре. Прогрессивным следствием вхождения коряков в состав России было установление на их землях элементарного, хотя и феодального, правопорядка, что сократило кровавые межплеменные и межродовые столкновения аборигенов.

За годы Советской власти в жизни коряков произошли глубокие изменения. К 1926 году у коряков-нымыланов сохранились все локальные группы с присущими им культурно-бытовыми и языковыми особенностями, и самыми многочисленными были олюторцы, насчитывающие около двух тысяч человек. Прежняя территория их обитания не изменилась, выросло лишь число посёлков. Так, в XVIII веке появилось селение Ветвей. По переписи, назначенной начальником Камчатки Голенищевым, в селении Ветвей в 1829 году было всего три юрты и проживало 36 жителей (первая перепись), а в 1836 году была уже одна юрта и четыре балагана. (И.С.Вдовин «Очерки этнической истории коряков»).

Во многих источниках научно-исследовательской литературы XVII-XX веков упоминаются селения коряков-олюторцев, но дату этих поселений (основания) установить невозможно, т.к. письменности и летоисчисления эти народы не знали, жили родами. Компактного поселения, как такового, не было, юрты коряков, как правило, были разбросаны. Об этом нам говорят различные источники информации учёных. Да и населения были примитивными. Власти в этих сёлах не было. Поселение считается основанным тогда, когда в селе есть власть. Так говорят специалисты-краеведы научной библиотеки им. С.П.Крашенинникова, архивариусы краевого и КАО архивов.

Источники информации: «Под полярным созвездием» - документальное повествование, составленное из документов русских землепроходцев и учёных XVII-XVIII веков об открытиях и изучениях Севера, Сибири, Дальнего Востока, достоверных свидетельств приоритета русских открытий и исследований; «История и культура коряков» (1989г.).

Возвращаясь к публикации «Первая Камчатская экспедиция»

В газете «Олюторский вестник» №47 за 11 июня 2013 года опубликована статья «Первая Камчатская экспедиция», автором которой является житель села Тиличики А.А. Левенчук. Суть его статьи заключается не в том, что эта экспедиция имела историческое значение в жизни Камчатки, а главное, убедить читателей газеты «ОВ» в том, что, по его мнению, благодаря экспедиции Витуса Беринга, «мы подходим к давнишнему спору о возрасте нашего села Тиличики, которому в 2014 году исполняется 300 лет (???). И хочется, чтобы и памятный альбом, и памятная книга были изданы, ну, уж если не в 2013 году, то в 2014 году обязательно…» - делает заключение А.А.Левенчук.

Как человек, более 40 лет занимающийся вопросами краеведения Камчатки и проживший в Олюторском районе уже более 72 лет, имею право высказать своё мнение по этому вопросу.

Алексей Алексеевич, извините, но какими историческими документами, фактами, научной литературой вы руководствовались и к какой дате (году) экспедиции В.Беринга вы привязываете дату основания села Тиличики, которым, по вашим подсчётам, 300 лет.

Первая Камчатская экспедиция В.Беринга началась 24 декабря 1725 года из Петербурга, а само плавание из Нижнекамчатска к берегам Чукотки было начато в 1728 году, где ещё раз было подтверждено, что Азия отделена от Америки проливом. До 1728 года никаких географических открытий В.Беринг не совершал.

Если отбросить от 2014 года 300 лет, то, по-вашему, получается 1714 год. И что это за историческая дата? Как ни крути, а с экспедицией Беринга эта дата никак не вяжется.

В своей публикации вы наделали много исторических ошибок, причём грубых, искажающих достоверность географических открытий русскими землепроходцами в XVII-XVIII веках.

Безусловно, то, что село (корякское) Тиличики является селом историческим, слов нет, но когда оно возникло, и каким было поселение, никто не знает. Письменности коряки не знали, летопись не вели, только корякские предания говорили о том, что их предки в этих местах жили давно, и земли эти были обетованными людьми. Памятниками этому служат древние куполообразные возвышенности, такие как холм «Зелёный», на которых в древности стояли корякские остроги. Косвенным подтверждением этому служат археологические раскопки корякского неолита.

По поводу даты освоения села Тиличики (300 лет?), привязанный вами к Первой Камчатской экспедиции В.Беринга, я обратился в Камчатскую краевую научную библиотеку им. Крашенинникова (отдел краеведения) к ведущим специалистам, опытным краеведам, много лет работающих с документами и литературой по вопросам исторических и географических исследований Камчатки трёхсотлетней давности: Н.В.Дивнина, Н.А.Побережная; в архив Камчатского края к Е.П.Абрамовой; к руководителям архива КАО Г.А.Ворониной, очень много лет проработавшей в архиве КАО; Т.М.Хелол за разъяснением по поводу вашей публикации.

Вот что они говорят по этому поводу: «Первая Камчатская экспедиция Витуса Беринга к селу Тиличики никакого отношения и близко не имеет, т.к. В.Беринг проводил плавание к Берегам Чукотки, шёл вдоль берега северо-востока Камчатки далеко морем от берегов Камчатки, он наблюдал (видел) мысы берегов, а селение Тиличики он вообще не знал и не видел. В Люторское море (ныне залив Корфа) не заходил. Задача В.Беринга была - найти пролив между Азией и Америкой».

С приходом русских землепроходцев по северо-востоку Камчатки упоминаются многие селения, но их дату основания установить невозможно, т.к. в это время компактных поселений не было, жили родами, а жилища (юрты) коряков были разбросаны по берегам рыбных рек и бухт, об этом дают сведения исследователи Камчатки того времени. Но самое главное заключается в том, что село считается основанным тогда, когда в нём есть власть. А в корякских поселениях в то время власти, как таковой, не было.

Это можно рассматривать на примере поселений геологов, рыбных баз рыбозаводов и т.д., поселение, вроде, есть и существует давно, и многолюдно, а селом не считается, так как власти в нём нет, а все вопросы бытия решает руководство базового предприятия.

Так же наглядным примером может служить дата основания города Петропавловска-Камчатского, когда 6 (17) октября 1740 года в Авачинскую бухту вошли пакетботы «Святой Павел» и «Святой Пётр»: эта дата и является днём и годом основания города. Хотя аборигены Камчатки на берегу Авачинской бухты жили, наверное, ещё со времён каменного века.

Вот специалисты по краеведению и архивов говорят об одном: сегодня нет основания считать дату основания села Тиличики 300 лет назад и привязывать её к экспедиции В.Беринга, первой Камчатской экспедиции. Первые русские землепроходцы в разные годы XVII-XVIII веков упоминают разные населения аборигенов, с которыми они встречались, можно назвать любую дату поселения, но это будет абсолютно не верно, так говорят специалисты краевой библиотеки.

Я также рассказал специалистам- краеведам краевой библиотеки и работникам архивов, что в 2012 году в селении Тиличики был установлен памятник митрополиту Нестору, основателю села Тиличики в русском стиле, и что в 2012 году было сто лет селу, как селу начала русских поселенцев, о том, что 23 февраля 1914 года на Первом съезде Братства Православных миссионеров, состоявшегося в селении Тиличики, на Крестном ходе это село было освящено священнослужителями и переименовано в Иосафовское, но так как это слово трудно произносимое, это название села не прижилось, и Тиличики так и остались называться Тиличиками.

Рассказал о том, что с 1912 по 1914 г.г. в селении Тиличики были построены: церковь, церковно-приходская школа, лечебница-амбулатория, детский приют для детей сирот коряков, были привезены сёстры милосердия, которые лечили детей.

Я также объяснил, что памятник митрополиту Нестору был установлен не только как основателю села Тиличики в русском стиле, но и как в знак уважения и благодарности человеку, создавшего Благотворительное Камчатское Братство православных миссионеров, на средства которого в сёлах Камчатки строились школы, лечебницы, приюты, церкви и т.д. Благодаря Нестору власть сановная и власть имущая России повернулась лицом к Камчатке. Об этом писал в своих воспоминаниях Приамурский генерал-губернатор И.Л. Гондати. У жителей села Тиличики появилась власть, пусть эта власть и была сановная (священнослужителей), но это была всё-таки власть. Коряков учили грамоте, лечили от разных болезней, стали прививать (внедрять) в их жизнь всё лучшее, что имела цивилизованная Россия того времени.

Основание: Метрополит Нестор. «Моя Камчатка» или «Записки православного миссионера Нестора».

В краевом архиве и КАО мне ответили, что это было сделано правильно, несмотря на то, что это кому-то и не нравится.

Людей, с которыми я общался, знаю давно. Когда я ещё работал в аэропорту Тиличики, часто брал отпуск и ездил в город Петропавловск-Камчатский. Был завсегдатаем, посещал отдел краеведения в научной библиотеке им. Крашенинникова. Часто был на литературных чтениях в актовом зале библиотеки, посвящённых юбилейным датам. В 1997 году был приглашён на юбилейный вечер, посвящённый 300-летию присоединения Камчатки к России. Встречался с потомком (пра- пра- правнуком) Владимира Атласова, который был приглашён с материка на этот юбилей. Встречался со многими ведущими краеведами Камчатки: Б.Н.Полевым, доктором исторических наук, автором книги «Новое о Камчатке» (двухтомник).

На юбилейном вечере мне подарили «Историко-географический Атлас Камчатки XVII-XX в.в.» под общей редакцией руководителя Федеральной службы геодезии и картографии России Н.Д.Ждановой; доктора исторических наук, председателя отделения истории географических знаний Российского географического общества Б.П.Полевого.

Этот Атлас-книга даёт нам систематизированное представление об истории географических открытий на северо-востоке России, на Тихом океане, о народах, населяющих эти земли, о землепроходцах и путешественниках, открывших для нас Дальний Восток. Уникальность издания в том, что здесь сконцентрированы сведения о географии, этнографии, ботанике, истории, геологии Камчатки, опубликованы редкие картографические материалы, ранее недоступные широкому кругу читателей.

В заключение хочу сказать А.А.Левенчуку следующее: безусловно, Тиличики как корякское поселение - историческое, но когда оно основано, мы никогда не узнаем, и каким оно было 200-300, а может и 500 лет назад, мы тоже не знаем. Единственное, что мы точно знаем, так это то что уже в 1910 году в этом селе было восемь корякских юрт, разбросанных по северному берегу бухты Скрытой, поселение тиличикских коряков не было компактным (воспоминания митрополита Нестора). И если Вы, Алексей Алексеевич, обратитесь за справкой, подтверждающей дату основания Тиличик 300 лет, привязанную к Первой Камчатской экспедиции В.Беринга, то вам её ни краевой, ни окружной архивы и тем более отдел краеведения научной краевой библиотеки им. Крашенинникова не дадут, так как для этого нет основания. Это бред Вашего воображения.

К вашему сведению сегодня Морское военное ведомство г.Санкт-Петербурга издало книгу «Вахтенные журналы Витуса Беринга» по Первой Камчатской экспедиции.

В.Мягких

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Loginza

(обязательно)