Редакция газеты "Олюторский вестник"
Новости Олюторского района, объявления, газеты

Музею - двадцать...

Просмотров: 1476Автор: Администратор
Рубрика: Культурная жизнь сёл
Музею - двадцать...

Начало 90-х прошлого столетия ознаменовалось тем, что следом за распадом СССР распалась и Коммунистическая партия Советского Союза. Высвобождаемые здания и помещения передавались в безвозмездное пользование. Таким же образом в бывшем здании РК КПСС были выделены сразу три кабинета под районный краеведческий музей. И как только было предоставлено помещение под музей, люди стали нести свои предметы, которые нашли место и некоторые из них всё ещё хранятся на музейных стеллажах.

Чудом сохранившийся журнал, в который Людмила Алексеевна Филиппова стала вписывать всё, что ей приносили. Под номером один запись: «Жирник из камня, серо-чёрный, круглый, со времён неонолита, поношенный, старый». Принёс его в дар музею 11 января 1993 года Р.Н. Сиволобов. А 15-го января в музее появились ещё три вещи: «Корзина, плетёная из капроновых ниток» (от Марии Улей) и две вещицы от её сестры Галины: «Корзина, плетёная из морской травы» и «Люлька из травы морской» маленького размера. Ещё через три дня их отец Абрам Абрамович Улей принёс макеты из берёзового дерева: «Яранга», «Нарта для упряжи собак», и «Бат», а их мать Анна Андреевна передала «Ношу для ребёнка», плетённую из разных ниток капрона.

От Т.Ф. Алятику на выставку попал инструмент для выделки шкур, поношенный, с одной стороны выемка для скребка, а от В.Н. Алятику – «Ножны из бересты светло-жёлтой», покрытой лаком. Все эти перечисленные предметы были вначале принесены в музей для участия в выставке, которая должна была состояться в марте того года в честь очередной годовщины со дня создания района. После выставки эти экспонаты были переданы в основные фонды музея. Тогда же Е.П. Косыгин передал в экспозицию чучело «Утки селезня».

Детское внешкольное учреждение Дом пионеров, переименованное в Дом детского творчества, уже несколько лет к тому времени занимался сбором различных предметов древнего быта коряков, чукчей, ительменов. А толчок к этому дала Татьяна Петровна Лукашкина, вокруг которой всегда толпилась детвора, участвовала во многих её походах, прогулках, спектаклях, сочинительстве, в подготовке альбомов, от которых, к сожалению, мало что сохранилось: что-то утеряно, что-то передано, что-то просто взяли и вернуть забыли.

Так вот, в конце января 1993 года в музей попадает большая коллекция экспонатов, которые собирались детьми под руководством своего педагога Татьяны Петровны. И обе эти женщины – Татьяна Петровна и Людмила Алексеевна - сумели расположить все экспонаты в помещении музея для показа первым посетителям.

А среди этих экспонатов были ещё гарпуны костяные для нерп и для рыб, костяная и деревянная ложки, деревянные пуговицы со времён неонолита (так указано в реестре), огниво для добывания огня (деревянный обломок), толкуша каменная, чёрно-серая, с выемками, скребок из меди для вытягивания иван-чая и металлический нож для разреза этой травы (старые, поношенные).

Большую ценность представляли различные альбомы, оформленные Т.П. Лукашкиной. Статус «Научно-вспомогательного фонда» был придан сразу «Альбому 70-х годов», альбому «Оленеводы Олюторского района Камчатской области. 1991г.», «Оленеводы и рыбаки Олюторского района. 1986г.», «Старожилы с. Тиличики» (работы группы «Поиск».1981г.), «Парткому Корфского рыбокомбината Олюторского района 1 мая 1970 года. Пос. Корф.».

В феврале 1993 года музей пополнился экспонатами Т.Ф. Алятику (два кошелька из оленьей шкуры и замши, украшенный бисером, и детский жилет из замши, украшенный кулонами и бисером), А.А. Улей (ковёр из нерпы с аппликацией из бело-коричневого меха оленя, мужской малахай из камуса, тапочки из нерпы и шкуры оленя, три вышитых бисером кулона), Т.М. Хупхи (ковёр нерпичий «Тройка», украшенная бисером детская сумочка, камусовые детские торбаса, плетённые из капроновых разноцветных ниток корзины, женские и детские тапочки, женские кулоны), О.М. Волковой (ремень женский из бисера на ровдуге).

Сама Людмила Алексеевна принесла в качестве экспонатов игольницу металлическую, кошелёк из замши, вышитый нитками «мулинэ» и бисером, сумочку из замши с чёрно-белой аппликацией из меха оленя. Она приехала в Тиличики из Вывенки, и из этого села её родственники и знакомые привезли для музея (кто на выставку, а кто сразу – в дар музею) многие вещи и предметы. Это Г.С. Кляуль (кухлянка детская и меховые штаны с торбасами), И.А. Тавытина (торбаса женские с орнаментом, кошелёк из нерпы с орнаментом посредине), А.Г. Амакука (табакерка из бараньей кости), А.А. Голикова старый мешок из оленьей замши, С.В. Навылгиргин (устаревшие скребок для вытягивания иван-чая из меди и алюминиевый нож), М.Д. Васавнаут (детский меховой комбинезон, пятнистый, шапка детская из пыжика, летний накомарник), Р.М. Хутыгиргина (комбинезон женский зимний с опушкой вокруг горловины и рукавов из соболя, штаны с детскими зимними торбасами, кулоны для кухлянки из бисера, орнамент для кухлянки вышитый «мулинэ» на плотной чёрной ткани, орнамент для камлейки, вышитый бисером на зелёном брезенте, орнаменты для торбасов из бисера, кухлянка женская), И.В. Руковав (вещевой мешок комбинированный из меха оленя и нерпы, ремень женский из замши и бисера), А.А. Яковавна (недовязанный из ниток х/б. маленький погребальный мешочек).

В Доме детского творчества работал кружок плетения способом «макраме». Мода на такое плетение только-только входила в наш быт. К руководителю этого кружка Вере Борисовне Воеводиной с удовольствием ходили не только дети, но и их мамы, учились вязать узлы, из которых появлялись прекрасные творения. И вот такие творения тоже перекочевали в музей для предстоящей выставки, а пока что – на показ всем желающим: «Сова», «Белка», «Собака». Дети из этого кружка представили работы из гипса: «Чёрная собака», «Пантера чёрная», «Матрёшка», «Крокодил Гена», «Рябина», «Чебурашка», «Змея».

Родион Сиволобов с первых дней создания музея стал постоянным поставщиком своих предметов. И к выставке, посвящённой 61-й годовщине Олюторского района, прошедшей в марте 1993 года, принёс чучела: нерпу кольчатую (скиба), тюленя обыкновенного (ларга), орла-беркута, череп медведя. Череп затем он оставил в дар музею, а чучела морских животных и птицы через две недели забрал.

К началу показа выставки, таким образом, если судить по описи, было принесено и привезено 153 предмета. Посещение музея непосредственно началось 4 марта 1993 года. И об этом имеется первая запись в «Книге отзывов и предложений», титульный лист которой разрисован национальными орнаментами. Жительницы села Тиличики Рита Капорина и Альбина Жеребцова записали: «Посетили музей. Остались очень довольны. Всё сделано очень красиво, со вкусом. Желательно, чтобы эти изделия и больше нашего, камчатского было на выставке. Выражаем свою благодарность мастерам изделий. Большое им спасибо. Хочется увидеть эти и другие поделки в продаже в нашем районе».

А Татьяна Петровна Лукашкина оценила работы Тамары Максимовны Хупхи, Анны Андреевны Улей, Тамары Алятику, Ирины Тавысиной и детские работы Дома детского творчества.

Роза Яковлевна Федосеева оставила такую запись: «Посетила музей, который поразил меня своим разнообразием». Она приехала в район совсем молоденькой, долго жила в Олюторке, видела, во что одеваются местные жители, какая у них посуда, на чём ездят, что едят. Но здесь она увидела намного больше, чем привыкла видеть в окружении своих односельчан, что её, русского человека, просто потрясло.

Всё, что было собрано «с миру по нитке» предстало на выставке, которая проходила в помещении только что открывшегося музея. А шли на выставку буквально валом: взрослые и дети с удовольствием рассматривали экспонаты, число которых быстро увеличивалось, потому что люди поняли, что предметы их утвари, одежды и обуви должны видеть все, и даже многое из принесённого или привезённого сразу оставлялось в дар музею. И потому выставочная экспозиция всего за какие-то месяц-полтора серьёзно увеличилась.

Бывая в сёлах района, Людмила Алексеевна Филиппова собирала песни, танцы, сказки. Записывала народные приметы, обычаи, ритуалы. У неё копились тетради и аудиокассеты с записями, которые она потом обрабатывала, переписывала, перепечатывала. Сказки размещала в районной газете. Родовыми мелодиями народов севера делилась со знакомыми и с часто приезжающими иностранцами, которые с удовольствием всё это заимствовали для своих научно-исследовательских работ.

Людмила Алексеевна особенное внимание уделяла детворе, которые многие вещи видели в музее впервые: «Может, - говорила она, - они заинтересуются, попытаются что-то сделать сами, а главное – они познакомятся с историей родного края».

Любая выставка - всегда событие в культурной жизни района, и это должно было пополнить ряды его активных сторонников и помощников. Потому и откликнулись сразу же старожилы района, представляющих местную коренную национальность, которые перечислены выше и руками которых было изготовлено большинство экспонатов. А сами экспозиции были сделаны просто и удобно для обозрения.

Про череп медведя, который располагался на той выставке и оставшийся в дар от Р. Сиволобова, журналист Б. Шавелёв позже писал, что это череп того самого медведя, который поранил известного в те годы Кирилла Килпалина. Добавлю лишь, что медведя убил сын Килпалина, иначе бы художник не дожил до тех лет, которые прожил. Да врачи в Тиличиках спасли ему жизнь, по кусочкам собирая порванные когтистыми лапами и клыками зверя лицевые мышцы и соединяя кожу. Вот только глаз спасти не удалось, и до конца своих дней Кирилл Васильевич ходил в чёрной повязке, прикрывающей заросшую рану.

Многие посетители впервые, например, увидели яранги с полуоткрытым пологом, у входа – нарточки, рядом – юкольничек. Тут же оленеводы стоят, собака караулит. Немного фантазии – и ты уже в тундре: всё перед тобой - снежное безмолвие, синеющие вдали сопки, фигурки людей и животных, где-то рядом вот-вот увидишь костёр. И это сумели показать устроители праздничной выставки, где главным помощником был Абрам Абрамович Улей. В такой яранге в прошлом году я побывала в Хаилино: вошла под полог и чуть от жары не задохнулась, а всего-то навсего горел крошечный костерок посреди юрты, весь горячий воздух как будто скапливался вначале вверху полога, а потом всё ниже и ниже опускался до пола, обволакивая всего человека запашистым духом кедрача, которым устлан пол. А в небольшое отверстие в самом верху яранги как будто выходит только дымок от костра. Непостижимо, но чувство именно такое!

…Многие экспонаты, как уже было сказано, привезли бывшие односельчане Л. Филипповой из Вывенки: женский комбинезон и кухлянки, меховая шапочка и торбаса. Глаз не оторвать от красочности одежды: оттенки кожи или шкурья от светло-коричневого до тёмного, шоколадного. Колокольчики, бисер, кусочки меха, перевитые нитками с бисером или полосками кожи, каждая деталь орнамента чётко прорисована-прошита и что-то да означает, от чего-то защищает.

Сумочки и вышивки, жилетки и кулоны, детские торбаса и меховые сапожки – не перечислишь всего того, что впервые увидел тогда посетитель музея, и из памяти стирается увиденное, а увидел старые записи, чьи-то заметки – вспомнил: а ведь действительно это было, и было очень красиво!

Людмила Алексеевна подробно объясняла нам, как женщины пользуются мешками для ношения детей: на голову (на лоб) надевается широкий, украшенный бисером или орнаментом ремень, который концами уходит назад, за спину, к нему пришита сумка, из которой поглядывает на белый свет маленький человечек, блестя чёрными глазёнками: так матери носили своих малышей. Эту картинку можно было часто наблюдать даже в нашем цивильном райцентре, а для национальных сёл – это было обыденно. Да цивилизация и туда дошла: дети больше в колясках да на саночках ездят, редко бывают у матери на руках.

… Предметы охоты, труда и быта были размещены на отдельных стендах, и было довольно-таки много образцов минералогических ресурсов и просто интересных камней, которые собирали и приносили отовсюду, а первыми передали их в музей сотрудники Дома детского творчества (Дома пионеров). Любопытная детвора, уходя в дальние и ближние походы вдоль берега бухты, маленьких и больших речушек, всегда что-то находила. Частенько бывали дети и на Зелёном холме, копались там, находили обломки наконечников, черепки посуды, другой всякой всячины и несли вначале в Дом пионеров, где всё это собиралось, показывалось, и в конечном итоге было передано в музей, когда тот открылся. И музей по праву можно назвать правопреемником Дома детского творчества, откуда поступило Дому детского творчества, переименованного чуть позже в Центр внешкольной работы, не хватило помещения под музей. Как-то однажды я писала о том, что директор ЦВР Виктор Васильевич Кулик мечтает о создании музея при этом внешкольном учреждении. Прочитавшие такое сообщение в районной газете, подняли его идею на смех: «Чего это он придумал? Где он помещение найдёт?». Идея так и умерла, не развившись. А ведь Центру внешкольной работы есть, что хранить в своих запасниках, достаточно посмотреть хотя бы единожды те выставки, которые проходят здесь ежегодно, куда пересылаются работы детей со всего района. И там действительно есть что посмотреть и даже пересмотреть в других экспозициях, показах, выставках.

…Рассматривая фотоальбомы, кто-то из посетителей узнавал себя, чуть постаревших. А спустя ещё два десятилетия после того (1993) года, в 2012 году вместе с Надеждой Семёновной Кузнецовой (она стала работать после Л.А. Филипповой) рассматривая те же самые альбомы, мы удивлялись: «Какие все молодые!».

В детстве и уже взрослыми мы всегда бывали на ярмарках в Тиличиках, которые проводили ежегодно весной в день рождения района. Это что-то в 90-х не сошлось в датах, и в декабре стали праздновать день округа и день района в один день. Малахаи с кисточками, орнаментами, рисунком из бисера, торбаза, кухлянки, нарты – всё обалденно красиво, яркие наряды с бусами, кусочками меха и колокольчиками – всё это всегда присутствовало на зимне-весенних ярмарках, и я частенько вспоминаю 1960 год, когда в только что отстроенном спортивном зале нашей Тиличикской средней школы проходила выставка народного творчества и искусства в течение всего одного лишь дня. Помню, тогда нас, девятиклассников, приглашали вписать в книгу отзывов свои предложения и пожелания, а мы скромно разбегались: не знали, как и что писать, удивлялись, что, оказывается, вообще что-то нужно написать. В памяти обрывки той выставки: очень красивые вышивки крестиком – простым и болгарским, вышивки простой и гобеленовой гладью, «думочки», «дорожки», «уголки» и накидки на подушки, выбитые на машинке, «подзорники» на кровать, вывязанные крючком из белой нитки, полотенца с красивыми кистями, полотенца с рисунком из ниток «мулинэ». И многообразие картин, но не написанных, а вышитых. И всегда главенствовали две вышивки – «Женщина на коне» и «Незнакомка». Нитки – только синих оттенков и белые.

Наша соседка по улице Центральной Мария Пилянаут только-только переехала с семьёй из Ветвея, и она принесла на выставку несколько мужских малахаев и кухлянок, которые, как теперь я знаю, были предназначены для работы и для праздников, и на это указывали их украшения. А тогда мы, посетители выставки, смогли не только посмотреть, но и рукой потрогать те меховые изделия, которые были представлены гостями района, совершенно не задумываясь о предназначении вещей, о том, как тяжёл труд мастерицы, которая шила меховые изделия вручную, при свете лампадки или жирника, а ещё нужно семью обиходить, сварить, постирать...

Тогда во всех школах преподавали на уроках труда выпиливание лобзиком. Увлекались этим делом в школах не только пацаны, но и девчонки, и взрослые, которые тоже просились поучиться у «трудовиков», вот они и присылали на ту самую выставку из других сёл района свои изделия: шкатулки, рамочки, уголочки на стенку, хлебницы. Всё аккуратно выпилено, ошкурено, покрыто лаком. Глаз радовался, видя такую красоту.

…Спустя тридцатилетие с того 1960-го года, после того, как в 1993 году открылся музей, выставки прикладного искусства народов Севера здесь организовывались систематически. И снова несёт малахай мужской, куклу в меховой одежде и ремень из бисера с ножнами Тоня Сидорова, а Галя Ефимова принесла, кроме малахая, «эскимоску» женскую и тапочки детские, Зоя Гарднер - «ключник» и кошельки из бисера, а Тамара Максимовна Хупхи постоянно приносила на показ людям женские шапочки из украшенной замши, кошельки из шкуры нерпы, вышитые бисером, сумочку из нерпы с орнаментом, кулоны из бисера, ковёр из нерпичьей шкуры с отделкой из шкуры выдры и с орнаментами из бисера, тапочки детские (две пары из нерпичьей шкуры, одна – из замши оленя) и многое-многое другое, каждый раз что-то меняя, перешивая или сшив новое. И нужно заметить, что орнаменты, рисунки из бисера, подвески из полосок кожи с бусинками и колокольчиками на любом изделии всегда выглядели новыми, несмотря на то, если даже вещь была уже сильно-сильно поношенная.

Семья Улей после той, первой выставки 1993-го года, тоже постоянно приносила на выставку кухлянки, корзины плетёные, макет нарты (макет впоследствии передан в основные фонды музея), «лапки» охотничьи деревянные и многое-многое другое. И участвовали в этих выставках всегда отец Абрам, мать Анна, дочери Мария, Галина и Нина.

Буквально через три месяца после открытия заведующая музеем Л. Филиппова написала в газету: «В районном краеведческом музее собралось немало ценных экспонатов. Но всё же самого интересного пока ещё нет. Обращаюсь ко всем олюторцам помочь в сборе материалов по истории далёкого прошлого, а также о развитии народного хозяйства и культуры в каждом селе. Экспонатами для нашего музея могут быть предметы быта местного населения: посуда, утварь, а также изделия из металла и дерева, выполненные кустарным способом, меховая одежда, книги местных авторов и картины, произведения северных песенников, фотографии, сказки и легенды, описания обычаев и традиций в сёлах района.

Идут годы, многое утрачивается, забывается. Музей как раз и создан для того, чтобы для сотен людей приоткрыть завесу времени, предоставить возможность общения с традициями народа, воспитать теплоту и уважение к прошлому.

Может, у кого-то сохранились подлинные вещи знатных людей, чья жизнь и чья деятельность неразрывно связаны с нашим краем».

Объявление написано ровно 30 лет назад, а как оно актуально и сегодня! Ни слова из этого объявления ни убавить, ни прибавить – всё так же музей нуждается в Вашей помощи, дорогие земляки и уважаемые гости!

И из сёл стали присылать, привозить и просто нести самые различные предметы утвари, одежды и т.п. Так, из Ачайваяма Т.А. Гильманшева представила на выставку рукавицы мужские меховые, шапку меховую мужскую, вышитую посередине бисером, и кошелёк, тоже вышитый бисером, и Е. Улькини – шапку пыжиковую, украшенную бисером. Гостья из Тымлата Г. Колегова представила свои изделия на выставку: малахай мужской из камуса, украшенный бисером, ковёр «Солнышко» (аппликация из оленьих камусов), сумку дамскую с орнаментами.

Большой комплект различных предметов было сразу сдано в музей в дар: сетка и сетка-кошелёк (макет) от Тиличикской средней школы, идол деревянный – от Дома детского творчества. Нерпу, вырезанную из дерева, оленя-сувенир и волка-сувенир подарил Абрам Улей, снегоступы старые из берёзы для выставки были представлены Н. Эвельхут из Вывенки, А. Тнальхут подарила рисунок на фанерном листе «Забой» и вырезанный из пенопласта портрет головы мужчины.

И такие пополнения выставок происходили ежегодно.

О том, как работал музей и кто в нём работал, сообщалось в районной газете в прошлом году. Сейчас же рассказано о том, как музей впервые открылся для посещения. Дата создания музея относится к августу 1992 года, когда было принято решение администрации Олюторского района об открытии районного краеведческого музея. Заведующей музеем Людмила Алексеевна Филиппова назначена со второго декабря 1992 года (приказ по Олюторскому отделу культуры №40 от 1.12.1992г.), а датой торжественного открытия с разрезанием ленточки, приветствиями и пожеланиями представителей власти, ветеранов и гостей из близлежащих сёл и первого дня посещения, думаю, нужно назвать 4 марта, когда в «Книге отзывов» появилась первая запись первого посетителя.

Первые юбилейные даты сейчас принято отмечать через 25 лет. Ну, что ж, не так и далеко то 25-летие. Всего-то нужно подождать каких-то пять лет. Но за это время нужно собрать весь накопленный печатный материал о работе музея, о проводимых мероприятиях и выставках, о встречах с интересными людьми – работы здесь непочатый край. А ещё нужно озаботиться о пополнении экспонатов, хотя нынешняя заведующая музеем Надежда Семёновна Кузнецова этим вопросом занимается сама и друзей и земляков привлекает к этому благородному делу.

11 января 1993 года в описи-реестре рукой Л. Филипповой сделана первая запись под номером один: «Порядковый номер»: 1; «Дата поступления»: 11.01.93г.; «Краткое описание предмета»: «Жирник из камня, серо-чёрный, круглый, со времён неонолита, поношенный, старый»; «Количество»: 1; «Откуда и для каких целей получено»: «с. Тиличики. Сиволобов Р.Н. На выставку»; «Сохранность»: «Неполное»; «Срок»: «б/с» («бессрочно» – С.Ж.); «Куда предмет передан и подпись принявшего лица»: «Передан в основной фонд». Роспись Людмилы Алексеевны.

Эти две книги являются бесценными только потому уже, что они зарегистрировали то время, когда всё только начиналось, и нужно сохранить тот первоисточник, в который собственноручно внесла первые данные об экспонатах первая заведующая музеем, к сожалению, ушедшая из жизни в 2006 году.

И, в первую очередь, в пополнении экспонатов должны быть заинтересованы не только коренные жители Крайнего Севера для сохранения своей культуры, быта, таланта, но и старожилы из русско-язычного населения, которые живут с 30-40-х годов, чьи дети и внуки с правнуками появились на камчатской земле, и которым есть что рассказать о становлении и развитии района, есть, что оставить в дар музею из предметов утвари, домашнего скарба, рукоделия своих родителей, осваивавших Камчатку в далёкие-далёкие годы.

Ж. Северенко

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Loginza

(обязательно)