Редакция газеты "Олюторский вестник"
Новости Олюторского района, объявления, газеты

Кильв’эй

Просмотров: 701Автор: Администратор
Рубрика: АборигенМетки:
Кильв’эй

«Это было так давно…» - начала бы моя бабушка. Статья, как воспоминание из прошлого и реальность настоящего об исчезновении культуры.

Что ж начнем с приближающегося праздника у кочевых, оленных коряков – Кильвэй, который будут проводить в ближайшие выходные дни, последнее воскресенье апреля.

Телёнок, как и любое живое существо, рождалось, и это рождение сопровождалось празднованием. У оленных коряков это настоящий праздник с обрядом, связанным с рождением новых телят. Праздник связан с сакральным миром, с благодарением духов предков, прошением сберечь и сохранить то, что появилось на свет. Каждый год рождение телят – каюю в стаде способствует проведению праздника «Кильвэй». Почти у всех кочевых коряков праздник молодого оленя – каюю постепенно слился с праздником рогов «Кильвэй». В апреле большинство оленей сбрасывают рога, их собирают и приносят к жилищу для проведения с ними обряда. За день до праздника мужчины «ловят» арканом ветки тальника, ольхи. При этом ветки тальника, ольхи считаются оленями. Ветки складывают позади яранги и на них складывали рога, сброшенные до начала отела. На кучу рогов укладывали доски для добычи огня, гычгый. Доски накрывали продымленной шкурой оленя, снятой с жилища.

Позади жилища открывали «сакральный» отдельный вход. Одна из женщин должна принести «гостью» из тундры, это Тымкыгапапа, кочка- бабушка. Но по окончании праздника, «гостью» относят туда, где взяли и обязательно с гостинцем, дают с собой инэлвэт. С самого утра, в день проведения праздника Кильвэй, разжигали новый огонь, который добывали с помощью досок, гычгый. Две женщины брали доску для выделки шкур и на нем выносили новый огонь через задний «сакральный» вход. Для праздника готовили жертвенную пищу инэлвет. Мясо с жиром резали на мелкие кусочки. Так как при варке мяса, варили и вымя важенки с шерстью, это вымя также нарезали мелко. Приготовленную смесь мяса и жира раскладывали в чашки, ложки из рога оленя, снежного барана и деревянные.

Грудинку важенки, которую заготовили еще на зимнем забое, варили и укладывали на грузовую нарту, смазывали жиром. Жир добывают из костей оленя. Всю зиму женщины собирают кости после варки мяса оленя, в день праздника « Кильвэй», кости колотят и варят на медленном огне, всплывший жир собирают ложкой, остужают и очищают снегом и он становится белым.

Летом готовят зеленую массу, пюре из листьев дикого щавеля, листьев ивняка, карликовой березы. Всю зелень отваривают, затем колотят, измельчают в ступке, в деревянном блюде. В него добавляют сухую икру лососевых пород рыб, ягоду, коренья, рым•ыт (дикая картошка), нерпичий жир.

Когда все готово для проведения праздника выносили инэлвэт, жертвенную пищу на деревянном блюде к задней части жилища. Все родственники брали чашки с жертвенным мясом, обходя, вокруг яранги по ходу солнца бросали инэлвэт наверх яранги и в сторону от него. Женщины руками под кучу рогов кидали пюре из зелени или щавеля для того, чтобы летом у оленей было много зеленой пищи.

Все обряды оленных, кочевых коряков связаны с оленями и хранителями очага гычгый. После того, как закончили бросать инэлвэт, женщины снимали шкуры с огнивных досок, начинали «кормить» их жиром, отбеленным снегом. Гости и родственники стояли напротив и ждали. Пока женщины «кормили» идолов, охранителей очага, гости издавали гортанные звуки, похожие на звук, который издает олень. Закончив «кормить» идолов, начинают кормить гостей и всех родственников. После совершенного обряда «кормления» все заходили в ярангу, заходили по ходу солнца. Гости и родственники заходили вовнутрь жилища, рассаживались и их начинали угощать мясом с жиром, зеленым салатом, ухой.

После окончания праздника каждому гостю давали угощение, отварное мясо с жиром. Этот праздник чем-то схож с православным праздником Пасха. Приглашают всех желающих и угощают гостинцем абсолютно всех гостей, даже перед уходом дают с собой гостинец в виде отварного жертвенного мяса с жиром.

К сожалению, экономическая ситуация последних десятилетий способствовала частичному исчезновению некоторых, очень хороших по содержанию и духовному настрою, праздников и обрядов. Редким стало и проведение традиционных праздников, но мы сделаем исключение для некоторых сел, как например, северный поселок Ачайваям. В этом населённом пункте устойчивыми оказались традиции прошлого в проведении всевозможных обрядов. Носителями этих традиций являются люди старшего поколения. В Ачайваяме еще сохранились обычаи, обряды, церемонии, связанные с охранителями очага - гычгый и, соответственно, проводят описанный выше праздник как Кильвэй. Мне бы хотелось, чтобы всё, что оставили нам наши предки, мы смогли сохранить для наших потомков.

Главное понять завет предков, завещание, наказ – это передать свои традиции сыновьям, дочерям, внукам. Осознанием народом необходимости сохранения своих традиций – действительно очень важно и хочется надеяться, что этот сложный период в духовной и культуре коряков постепенно перейдет к восстановлению и возрождению добрых традиций, обрядов и праздников, сложившихся у коряков на протяжении тысячелетий.

Лилия Аймык

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Loginza

(обязательно)