Редакция газеты "Олюторский вестник"
Новости Олюторского района, объявления, газеты

Эхо войны

Просмотров: 1360Автор: Администратор
Рубрика: 90лет гражданской авиации РоссииМетки:
Эхо войны

Предисловие

В газете «Олюторский вестник» №41 от 21 мая 2013 года в статье «Большие дела малой авиации», автором которой является С.И.Жданова, посвящённая 90-летию Гражданской авиации России, есть такая выдержка: - «…водитель вездехода А.Миргородский рассказывал ей о том, что в окрестностях «древнейшего села Ветвей находятся обломки двух самолётов…, а в районе бухты Гека, говорили ему товарищи-механизаторы, есть небольшое озеро Васечкино (или Васькино?), где тоже находятся обломки самолёта. Это как раз могут быть самолёты, которые в годы войны шли через Чукотку на фронт, не имея радионавигационного оборудования, теряя ориентир, падали среди чукотских и камчатских сопок. Почему бы не покопаться в этой истории, не организовать научные десанты…»

Светлана Ивановна, а ничего организовывать и не надо, т.к. это плод вашей не компетенции этого вопроса и фантазии, не имеющей ничего общего с настоящими историческими фактами.

Во-первых, село Ветвей никогда не было «древнейшим», т.к. оно исследователями Камчатки первого поколения до 1829 года никогда и не в каких исторических документах не упоминалось. Камчатский приказчик В.Колесов путешествуя по северу Камчатки и объясачивая коряков (облагая пушным налогом), Т.И.Шмалев в своих записках «Сухопутные и водяные сообщения» и исследователь Лесепс, пересекающий Камчатский перешеек в 1787 году это селение коряков не упоминают, его просто не было, и лишь первое упоминание села Ветвей появляется в документах начальника Камчатки А.В.Голенищева в 1829 году.

Поздние исследователи Камчатки предполагают, что это село могло возникнуть чисто случайно в начале 1800 годов, в результате вынужденного переселения связанного с какими-то природными катаклизмами. Возможно это жители села Говын (Говынки) расположенного на мысе Говын (с 1825 года мыс Ильпинский) и села Ильпырь (Ильпеи), т.к. в 1816-1821 годы были связаны с мощным не доходом рыб лососёвых пород и население долго страдало от голода, а также в эти годы свирепствовала эпидемия чёрной оспы, а возможно коряки-оленеводы (чавчувены) перешли на оседлый образ жизни, к которым присоединились береговые коряки - олюторцы (нымыланы)… (Источник информации: И.С.Вдовин. «Очерки этнической истории коряков»).

Второе. В районе села Ветвей по данным опроса экипажей вертолётов аэропорта Тиличики, много лет проработавших в этом предприятии и выполняя работы связанные с геологоразведкой, геодезией, гравикой в этом районе, обломков самолётов никогда не видели, а ведь им приходилось обследовать порой каждую сопку, долины рек, тундры… Много лет в этом районе вели изыскательские работы геологи (муж и жена) Бондаренко и они никогда не видели и не слышали о разбившихся самолётах в этом районе. Я, автор данной публикации, почти 40 лет проработал авиатехником по эксплуатации и обслуживанию самолётов и вертолётов этого предприятия и никогда не слышал об этих вещах, несмотря на то, что всё связанное с авариями летательных аппаратов любой давности, работники авиапредприятия узнавали первыми.

Третье. В устье лагуны Легунмук, соединяющемся с бухтой Гека на правом берегу на низкой песчаной морской террасе, если смотреть с запада на восток, действительно в 1950-х годах длительное время находился самолёт «ДС-3» или «Дуглас» прототип самолёта Ли-2, со временем превратившийся в обломки, но это не был самолёт фронтовой авиации связанный с перегоном по Ленд-Лизу. Он летел из Анадыря в Петропавловск по восточному берегу.

Как рассказывали старые лётчики, к примеру, командир вертолёта Ми-8 В.П.Волков: «В начале 1950-х годов этот самолёт военного ведомства (пограничники) делая облёт по береговой черте Берингова моря и в районе залива Корфа у бухты Гека произошёл отказ одного из двигателей. Экипаж самолёта подобрал с воздуха площадку и произвёл вынужденную посадку на песчаную «косу» между лагуной Легунмун и бухтой Гека. Посадка получилась грубой, самолёт получил повреждения. Первое время он охранялся. Но так как в то время не было такой техники, чтобы в полевых условиях произвести замену двигателя и ремонт самолёта, то пришлось с него снять вооружение и радио приборное оборудование, а самолёт спасали.

Он в 1950-х годах долгое время, служил маяком для экипажей катеров, самоходных барж заходящихся по фарватеру в лагуну Лечунмун для отстоя во время штормов. В конце 1950-х годов я работал на катере Корфского рыбокомбината и много раз видел этот самолёт. Его так же много раз видел и В.В.Приходцев, в то время работавший на катере рыбозавода, да его видели практически все моряки, работавшие на катерах принадлежащих рыбозаводу и Корфской МРС.

В лагуну Легунмун, в её вершину впадает с юга речушка Гатынмынваям, в народе её называют Васильевкой, так как некогда в среднем её течении на возвышенном правом берегу находился юкольник Василия. Он нанесён на морскую карту 1953 года выпуска. В этом районе никаких озёр под названием «Васечкино» или «Васькино» нет.

Я много, более 20 лет, ездил в лагуну Легунмун на охоту на уток и гусей в осенний период. Исходил вдоль и поперёк всю тундру. Зная все речки и речушки, включая множество озёр и скажу о том, что это самое гнилое место: зыбуны, болота, озёра, тундра вся под ногами шатается, здесь в летнее время даже не ходят вездеходы, не то, чтобы самолёт мог приземлиться.

Что касается вопроса потери ориентации самолётов фронтовой авиации при перегоне по Ленд-Лизу, то через Камчатку их никогда не перегоняли. Самая близкая точка этой трассы от Олюторского района, это аэропорт Марково. Одна из трасс, по которой перегоняли фронтовую авиацию, проходила с Чукотки на Марково, Чайбуху… и т.д. Но это очень далеко от нас. Самое большое расстояние на которое мог отклониться самолёт фронтовой авиации при перегоне 80 км, но никак на 200-300 и более. А что из себя представляла секретная трасса Ленд-Лиза, увидим дальше.

СЕКРЕТНАЯ ТРАССА ЛЕНД-ЛИЗА

Отгремел частыми грозами июнь, настал июль 1942-го. Шёл второй год кровопролитной войны. Положение на фронтах было аховое оборона трещала по швам.

Сложное положение

Сталин был расстроен сдачей Харькова, Ростова, Керчи, Севастополя, Воронежа. Рейдерами гроссадмирала Тирпица был потоплен морской конвой PQ-17 с военными грузами для СССР. И Черчиль заявил в личном секретном послании Сталину: «Проводка конвоев может быть прекращена на неопределённое время».

Открытие второго фронта тоже откладывалось. Где взять тысячи самолётов и танков, которые были перемолоты за год войны? Поставки союзников через Иран и Тихий океан до Владивостока не могли восполнить все потерию Британцы слали старые неуклюжие танки, которые при попадании немецких снарядов горели как факелы. Сам Черчиль вынужден был признать: «танки, названные моим именем, недостатков больше, чем у меня самого». Сэр Уинстон пообещал дядюшки Джо (так он называл Сталина за глаза) присылать больше самолётов. Но их не хватало, чтобы сдержать рвущегося к Сталинграду Паулюса. На помощь снова пришёл президент Рузвельт. В 1941-м именно он предложил СССР военную помощь по ленд-лизу, а теперь озадачил Сталина: почему бы американским лётчикам не доставлять самолёты через Камчатку?

Личное поручение Верховного

Сталин поручил своему секретарю Поскрёбышеву созвать заседание Государственного Комитета Обороны (ГКО) и пригласить на него командира 2-ой авиагруппы Северного флота Илью Мазурка. Вот что написал Илья Павлович в своей книге»Над Арктикой и Антарктиикой»: «Вождь, окинув мрачным взглядом краснозвёздных маршалов, произнёс:

-Американцы предложили перегонять свои самолёты до Байкала. Но мне кажется, это дело надо поручить нашим лётчикам. Зачем нам чужие глаза и уши… Можно ли по недавно проложенному Северному морскому пути доставлять самолёты из США, товарищ Мезрук, - обратился он ко мне.

-Нельзя, товарищ Сталин, - ответил я, боясь навлечь гнев Верховного.

-Почему? - вождь перестал мерить кабинет мягкими шевровыми сапогами.

-Наступает полярная ночь. На базах нет горючего. Его можно завести только в навигацию 43-го…

Сталин наставил курительную трубку на наркома Ворошилова:

-Почему не обеспечили подвоз? Чем вы занимаетесь вообще? он едва сдерживал гнев.

-А через Камчатку? - снова обратился он ко мне.

-Тоже невозможно, товарищ Сталин. Самолётам придётся лететь над морем. Для истребителей путь длинный, непригодный. Вот если через Берингов пролив из Аляски…

-Как проложить эту трассу, товарищ Мазурук? ухватился Верховный.

-С Аляски, через Берингов пролив, Чукотку, Колыму, Якутию, Сибирь до Красноярска. Оттуда бомбардировщики сами полетят на фронты, а истребители можно погрузить на платформы Транссиба на восток, - озвучил я давнюю задумку. - Но это 6450 километров лёта, нужно построить новые аэродромы и посадочные площадки, реконструировать старые….

-Неплохая идея, товарищ Мазурук. Вот и займитесь этим. Вы назначаетесь начальником Красноярской перегонной дивизии, а пока обмозгуйте маршрут с инженерами.

Вождь подошёл к столу, перевернул листок календаря и что-то написал.

-Послезавтра доложите. Трасса должна быть готова через три месяца, - обратился он к наркому ВВС Новикову. А ты, Лаврентий, обеспечь стройку заключёнными, озадачил он Берия».

Небесное окно в Америку

-В тот же день родился секретный приказ ГКО за номером 100-92 о прокладке воздушной трассы Аляска Сибирь (Алсиб), - вспоминал Илья Павлович. Поначалу я оробел. Одно дело самому летать по Северу, встречаться со смертью лицом к лицу. А тут наломаю дров с лётчиками-выпивохами не миловать расстрела. Дивизию пришлось формировать из лётчиков-добровольцев, снятых с фронтов, полярников, гражданских пилотов, выпускников авиаучилищ.

Строительство аэродромов и посадочных полос по всей Красноярской трассе до Берингова пролива велось форсированным методом: каторжным трудом многих тысяч заключённых колымских лагерей. Трасса с аэродромами и посадочными полосами была завершена за неполные три месяца, но какой ценой…

Сколотив эскадрилью и авиаполки, Мазурук полетел на Аляску. Там на авиабазе Фэрбенска было создано управление по военным поставкам во главе с полковником Кэмчэтменом. Илья Мазурук захватил ему в подарок бочонки со спиртом и икрой. «Это лишнее, сэр! укорил меня полковник. Мы с вами делаем одно дело». Потом смягчился: «Ну, хорошо, разобьём Гитлера тогда милости прошу, разопьём ваш бочонок до дна за Победу!» Вскоре мы с Петром Гомовым приняли первую группу самолётов…

«Мы летим, ковыляя во мгле…»

Автору этих строк довелось встретиться с сыном знаменитого полярного лётчика Валерием Петровичем Гомовым, который пошёл по стопам отца.

-О сверхсекретной трассе Алсиб я узнал от папы, пообещав ему держать язык за зубами, - признался собеседник. Я летал на Аляску по приглашению ветеранов, помнивших моего отца. Мне очень понравился Фэрбенск, где проживает немало русских потомков первых поселенцев. Там находится авиабаза США и памятник покорителям Алсиба. После трогательной встречи с ветеранами я зашёл в здание, где раньше находилась советская военная миссия и где часто бывал отец. Встретив здесь Леночку Макарову, присланную в миссию военной переводчицей, он влюбился в неё по уши. Мама, нарушив инструкцию, передала тогда копии переведённой документации. Теперь он знал, чего ждать от «Кобр».

«Кобры» над тундрой

Приняв эскадрилью, Гамов поднял её в небо. Лететь предстояло около 2000 километров через Аляску, над дремучими лесами долины реки Юкон до города Ном, далее через Берингов пролив и тундру Верхней Чукотки до села Уэлькаль. Там он передал машины сменщикам. Им предстоял перелёт в 1450 километров через всю Чукотку и Колымский хребет. Всё обошлось и у них. А вот при перелёте от Сеймчана до Якутская через полюс холода случилось ЧП. Шквалистый ветер отнёс «Аэрокобру» на 80 километров от маршрута. В обстановке сплошной облачности лётчик врезался в скалы. Аварии стали повторяться с пугающей частотой. Гомов вызвался взять на себя участок перелёта через хребты Колымский и Черский до Якутска.

-По его рассказам, - вспоминает Валерий Петрович, - неимоверно тяжело было лететь зимой, в трескучие морозы до минус 55, когда кабина промерзала насквозь, а самолёт обрастал ледяной коркой. На большой высоте - а приходилось преодолевать горные пики, начиналось кислородное голодание. Самолёты страшно трясло. Снегопад залеплял обзор.

Первый перелёт от Фэрбенска до Красноярска занял больше месяца. Москва забросала Мазурука звонками: «Чего вы там телитесь? Сталинграду позарез нужны самолёты!» Илья Павлович и так делал всё что мог. Умолял американцев: «Ускорьте поставки». Заставил прислать с большой земли толковых техников. Ругался с особистами, прикреплёнными к каждому авиаполку. Те после каждой аварии на трассе искали вредителей. Завели досье на самого Мазурука: мол, не считается с мнением сотрудников Смерша. А он просто посылал их…. Мазурук сколотил на перегоночной базе Фэрбенска группу опытных технарей во вглаве с лейтенантом Шевчуком. Тот обладал бесценным даром чувствовать, что не так в машине, заставлял американце тут же устранять неполадки.

Зачем подсылали к Шевчуку красавиц

«Поначалу, - вспоминает в книге И.П.Мазурук, - янки, чтобы, «замаслить», стали подсылать к нему симпатичных лётчиц из женской авиагруппы, перегоняющей самолёты из Нью-Йорка. Но русского их чары не брали. Хотя каждый прилёт чаровниц в Фэрбенске добавлял нашим летунам адреналина. Вовсю, черти, с миссис флиртовали. А уж оссобисты настрочили целые тома о неслужебных отношениях советских лётчиков. А они делали своё дело, постоянно рискуя жизнью. С октября 42-го по октябрь 45 по Сталинской трассе мы перегнали 8904 самолёта».

Я узнал от Валерия Гамова, что по соглашению о Ленд-Лизе советская сторона обязалась после войны передать США неиспользованные военные грузы, а поставки гражданского назначения оплатить. Но уже в мае 1945-го Сталин сделал заявление: «Поставки союзников полностью оплачены кровью советских солдат». К слову, первые поставки в СССР были оплачены золотом, платиной, пушниной, рудой….

Золото крейсера «Эдинбург»

-Об этом нигде не сообщалось, - уточнил Валерий Гамов, изучивший историю Ленд-Лиза, - но 29 апреля 1942 года из Мурманска в Лондон был отправлен конвой QP-11, состоящий из 13 транспортов, крейсера «Эдинбург» и шести эсминцев. В строжайшей тайне на крейсер были погружены в ящиках 5,5 тонны золотых слитков (465 штук) в уплату за поставки.

30 апреля командир подводной лодки Макс Тайхерт обнаружил опередивший конвой «Эдинбург». Это был редкий шанс расправиться с крейсером-одиночкой. С дистанции 1200 метров Тайхер дал залп из трёх торпед. Две из них попали в центр корпуса и корму крейсера «Эдинбург», накренившись, лишился хода. Буксиры помогли «Эдинбургу» лечь на обратный курс. И тут конвой обнаружили немецкие эсминцы. Они погнались за «Эдинбургом». Когда одна из торпед попала в него, возникла угроза захвата корабля, и капитан принял решение затопить судно.

В 1970-х годах боцман конвоя Кейт Джессоп решил начать поиски золота. В апреле 1981-го было заключено советско-британское соглашение, подписали контракт с фирмой Джессопа. В случае успеха она получала 45 процентов золота. Всё остальное делилось в пропорции один к трём между английской и советской сторонами. В мае того же года крейсер обнаружили на глубине 260 метров. Вскоре на поверхность подняли 431 слиток. Остальные навсегда остались на дне. Фирма Джессопа, Британия и Советский Союз получили свою долю золота, согласно договору.

В июне 1990 года США и СССР обсуждали долг по Ленд-Лизу, который Россия ещё и не выплатила. Был установлен новый срок окончательного погашения задолженности 2030 год и сумма 674 миллиона долларов.

Материал подготовил В.Мягких

(Журнал-еженедельник «Тайны XX века» №16 апрель 2013 года)

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Loginza

(обязательно)