Редакция газеты "Олюторский вестник"
Новости Олюторского района, объявления, газеты

«Аппапиль», «Ыллапиль», «Йынтынутэнут»

«Аппапиль», «Ыллапиль», «Йынтынутэнут»

Традиционные знания коренных народов о ритуальности - как основа экологических знаний

Всем хорошо известное изречение: «Народ, не знающий истории и культуры предков, обречён на духовное вырождение», - сегодня звучит остро.

Жизнь коренных народов Севера в прошлом целиком и полностью зависела от окружающей среды. Ведя традиционный образ жизни, люди чувствовали себя особенно зависимыми от природы и её капризов. В системе религиозного сознания коренных народов Севера культовые места занимали ведущее положение.

У коряков в основном существовали культы природы, предков и отдельных местностей.

В своей работе: «Жертвенные места коряков и их историко-этнографическое значение» И.С.Вдовин определяет назначение мест, описывает жертвоприношения и делит их на три типа: «АППАПИЛЬ»,«ЫЛЛАПИЛЬ»и «ЙЫНТЫНУТЭНУТ», - это священные места для жертвоприношений, которые познавали с самого детства. Старшее поколение особенно помнит, как родители учили нас и совершали обряды вместе с нами. Ведь издревле предки наши передавали нам свои знания о прежней жизни, о нравах, обычаях, традициях и, в частности, о священных местах. Связаны ли они с легендой, привлечены ли своей необычностью, например, валуны, камни, напоминающие формами животных, людей. Все священные места носят воспитательное, познавательное и ритуальное назначение.

Священных мест у нас не так уж и много. Священные места, где по преданию или легенде произошло какое-нибудь важное событие, учат людей правилам поведения в природе. Например, нельзя добывать лишних зверей. Чтобы хорошо жить, нельзя убивать даже птичку, если она не нужна тебе для пищи. Сверх необходимого количества нельзя убивать дичь, ловить рыбу, чтобы в трудное время можно было найти любого зверя и поймать рыбу.

В эти наставления вложен многолетний опыт предков бережного отношения к природе, забота о благополучии последующих поколений. Понятие родной Земли священно для любого северянина. Коренные жители до сих пор приносят жертвы–дары родной Земле, обращаются к ней со словами благодарности. Священные Места–это символ бережного отношения к Земле, тундре, память об умерших, иначе небрежное отношение может навлечь беду. В трудную минуту на ход событий можно повлиять с помощью особых сакральных предметов, заклинаний, обращений к духам. Умилостивить, задобрить, повернуть их действия в свою пользу – вот основное назначение жертвоприношений, которые приносили не только в установленное время, но и во всех случаях, когда возникала необходимость или нужда: перед путешествием, охотой и даже перед рождением ребёнка.

Человеческий разум давно поселил в эти ритуальные места добрых, но строгих духов-оберегов. Справедливые и добрые к хорошему человеку, духи-обереги не требовали кровавых жертв. Достаточно было оставить у подножия священного места жертвоприношения–камешки ,веточки, щепотку табака или заварки, инэлвет (жирок оленя с заячьим мехом), заряженный патрон, медную монету, бусинку. Этот культ носил обязательный характер, когда люди оказывались возле таких мест, так как считалось, что они защищают охотников, оленеводов, путешественников, даруют им удачу. Принося жертву, говорили кратко и конкретно: «Это для тебя, возьми это». И тогда можешь просить у заступника здоровья себе и родным, удачной охоты или хорошего приплода домашним оленям. Если ничего не надо просить, и есть всё необходимое, можно почтительно приблизиться просто в знак уважения и оставить своё скромное подношение. Но горе человеку нечестному, затаившему в душе злые намерения! Какие бы слова ни произнёс он перед жилищем духа, какую бы ценную жертву не принёс, ждёт его или его родственников несчастье, болезнь или сама смерть.

Уникальные знания накапливал народ испокон веков. Не мы вчера всё это придумали. Эти знания веками по крупице отбирались, закреплялись и передавались из поколения в поколение. Почитая и уважая природу, коренные малочисленные народы умели жить в полной гармонии с ней, это было их одной из величайших мудростей. В своём сознании они донесли до порога третьего тысячелетия чувство благоговения перед ней и умение жить в согласии с окружающей средой.

Вера Колпачкова, методист «Кроноцкого заповедника»

Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

Авторизация Loginza

(обязательно)